Вход под учётной записью...


свадьба в БелоруссииОбычно свадьбу отмечали после сбора урожая и в зимний период. Неблагополучный брак считался, заключённый с 7 по 21 января, а также во время постов.

В Белоруссии есть свои предсвадебные суеверия и приметы, в которые жители охотно верят. Если разбивалось зеркало, пробегала дорогу чёрная кошка и т.п., то это считалось плохим знаком, и свадьба отменялась, а молодые не должны были больше продолжать встречаться. Но если же всё проходило гладко, то свадьбу отмечали шумно и весело.

Утром, перед отъездом жениха его друзья должны были украсить по всем правилам свадебный кортеж, особое внимание уделялось экипажу жениха. Украшали хвоёй (ветками сосны, ели), белыми и красными лентами, большими и маленькими колокольчиками. Звон колокольчиков извещал о праздном событии и оберегал от невзгод и несчастий.

Перед дорогой родители благословляли и крестили сына. Провожали с хлебом и солью, клали с собой деньги, водку, икону (чтобы оберегала в пути), пояса для выкупа невесты, продукты.

Сопровождали жениха в дороге его крестная мать, брат, друзья, музыканты. В доме невесты с утра тоже хлопотали. Родители накрывали стол. А подруги наряжали невесту, но делали это в другом доме. Дом предварительно выбирали, следуя правилам, что он должен находиться на стороне родительского дома (так как невесте нельзя было переходить дорогу), в доме не должно было происходить никаких горестей (пожар, смерть). Обычно это были новые дома, где жили счастливые семьи.

Свадебный наряд невесты состоял прежде всего из платья, которое перевязывали красным поясом, красных сапожек, на голове была заплетена коса и одета фата, которая закрывала лицо невесты. Поверх одевали (только девственницы) венок из цветов. По цветам и плетению венка можно было определить положение семьи невесты в обществе. У сироты в венок вплетали мяту.

По прибытию в дом невесты жених должен был приступать к выкупу. Выкупали обычно у родных брата или сестры. Каждый хотел иметь выгоду: семья невесты хотела подороже продать, а друзья жениха - подешевле купить. Таким образом искали компромисс. Могли говорить о скупости и жадности, могли задеть за больное, но никто старался не обижаться, понимая, что это игра.



После согласования «цены за невесту» обе стороны проходили в дом невесты, рассаживались по разные стороны друг от друга. Старший сват говорил тост, и все выпивали по чарке. Перекусив на дорожку, все отправлялись в храм.

Чтобы выйти из дома молодые должны были совершить обряд, называвшийся «врата бессмертия». Отец невесты повязывал на дочь полотенце, далее они проходили три круга по Солнцу вокруг стола. Отец передавал руку дочери жениху. Сам брал один конец полотенца с дочери, заворачивал туда хлеб, другой конец брала мать невесты и тоже заворачивала хлеб, они поднимали это «сооружение» вверх, в виде подковы. Молодые должны были пройти под «вратами бессмертия», поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Далее молодые проходили к свадебному кортежу. Обычно он состоял их семи повозок . После того, как все устраивались, отец невесты шел вокруг кортежа по Солнцу, держа в руках икону и две свечи, а мать невесты шла за мужем и посыпала кортеж зерном. Так родители делали своеобразный магический круг, который будет оберегать кортеж во время дороги. Считалось, что ни один злой дух не сможет напасть и помешать свадьбе молодых. Отцу и матери невесты после обряда нельзя была садиться в повозки, разрывая тем самым круг-оберег. Они оставались в доме. А кортеж отправлялся на венчание в храм.

В храм молодые брали с собой два полотенца и медные пятаки. Во время венчания жених и невеста становились на специально приготовленную «подстилку», состоящую их красного пояса, двух монет, а сверху стелили полотенце. После венчания «подстилку» брали с собой, для того чтобы после свадьбы завернуть туда все предметы, которыми пользовались молодые во время торжества (бокалы, тарелки). Всё перевязывалось красной лентой в виде восьмёрки и красным поясом, который входил в «подстилку». Привезенное с собой второе полотенце отдавали в знак благодарности храму.

Во время венчания невеста стояла по левую сторону от жениха. На сватов повязывали полотенца, на свидетелей-ленты (на женщин -на левую руку, на мужчин -на правую). После венчания молодые посещали и преклонялись пред могилами предков.

Далее предстояло «семь мостов», через которые жених должен был пронести невесту на руках. Подъезжая к дому, повозкам преграждали путь столы, расставленные соседями с водой, хлебом и солью. Они требовали плату от сватов и жениха за въезд чужих людей.

Преодолев преграду, молодые подъезжали близко к дому и оставаясь в кортеже ждали родителей невесты. Мать выносила покрывало и расстилала перед повозкой молодых, именно туда должны были ступить жених с невестой. Отец подходил к молодым с графином с водкой и двумя рюмками. Жених и невеста должны были взять рюмки в правые руки, пригубить, а потом выплеснуть оставшееся через левое плечо (за два раза). На третий раз бросить рюмки за спину. Далее молодых ждал хлеб и соль и приглашение в дом.

Через порог дома жених проносил невесту на руках, а гости тем временем обсыпали молодых зерном.

Свадьба проходила в течении трёх дней. Гуляли как в доме невесты, так и в доме жениха. Бедные семьи обычно праздновали только в одном доме.

Одним из главных ритуалов было деление караваев, первый - между родственниками невесты, второй - между родственниками жениха.

После этого ритуала, мать невесты снимала с дочери фату и передавала старшей шаферке, чтобы та вышла замуж следующая. На дочку же одевала косынку и фартук- атрибуты жены. На девятый день отмечали начало медового месяца, который длился по сороковой день.